МАРИЯ КОВАЛЕНКО
Хурул нашего времени
Буддизм
Религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной России относятся к VIII веку н. э. Они связаны с государством Бохай, которое занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья духовная культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны. Как живая традиция буддизм в его тибетской форме существует в России с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство. С XVII века тибето-монгольская форма буддизма распространяется и в Бурятии. Сюда его принесли монгольские и тибетские ламы.

В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Забайкальского края, Калмыкии, Тувы, Алтая. В последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и некоторых других наиболее крупных российских городах, не связанных с традиционными регионами буддизма.
Появление буддизма в Астраханской области связано с перекочевкой в эти места предков калмыков. В XVI-XVII вв. в Нижнем Поволжье было сформировано калмыцкое ханство. До XVIII в. строились преимущественно кочевые хурулы, однако на рубеже XVIII-XIX вв. появляются стационарные культовые здания. Одним из известных является Хошеутовский хурул. Инициатором постройки которого был князь Сербеджаб Тюмень. А авторами проекта – его брат Батур-Убуши Тюмень (выдающийся калмыцкий историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе. Строительство храма было начато вблизи Тюменевки – родового поместья княжеского рода, на месте старого деревянного хурула. Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и на средства Серебджаба Тюменя. Хошеутовский хурул был построен в 1818 г. и стал памятником в честь победы в войне 1812 г.
Оценить красоту и уникальность буддийских храмов можно и находясь на территории нашей страны!

В России больше полусотни хурулов и дацанов, но пока что далеко не все они освоены туристами. В нашей подборке мы расскажем о местонахождении наиболее известных.
Золотая обитель Будды Шакьямуни (калм. Бурхн Багшин алтн сүм)

Республика Калмыкия
Сякюсн-сюме (калм. Сәкүсн-сүм)

Республика Калмыкия
Цаганаманский хурул

Республика Калмыкия
Хошеутовский хурул

Астраханская область
Лиманский хурул

Астраханская область
Лаганский хурул

Республика Калмыкия
Дацан Гунзэчойнэй

Санкт-Петербург
Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг» («обитель спонтанной реализации великого блаженства», бур. Агын хийд)

Забайкальский край
Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ»

Республика Бурятия
Эгитуйский дацан «Дамчой Равжелинг»

Республика Бурятия
Цонгольский дацан «Балдан Брэйбун»

Республика Бурятия
Сартул-Гэгэтуйский дацан «Дамба Брэйбулинг»

Республика Бурятия
Читинский дацан «Дамба Брайбунлинг»

Забайкальский край
Ацагатский дацан (бур. Асагадай дасан, тиб. Гандан Даржалинг)

Республика Бурятия
Тантрический монастырь Владыки Зонкавы

Республика Калмыкия
Ульдючинский хурул

Республика Калмыкия
Устуу-Хурээ

Тыва
Хойморский дацан «Бодхидхарма» (истор. назв. Хандагайтайский; разг. Аршанский)

Республика Бурятия
Храм Великой Победы (Большой Царын)

Республика Калмыкия
Чёёря-хурул

Республика Калмыкия
Шедруб Линг

Свердловская область
Тамчинский (Гусиноозерский) дацан

Республика Бурятия
Угданский дацан

Республика Бурятия
Цугольский дацан «Даши Чойпэлинг»

Забайкальский край
Усть-Ордынский (Абаганатский) дацан

Иркутская область
Интерактивная карта путешествий
Таким образом, в России можно создать новый этнобренд. Маршрут с посещением буддийских центров и храмов. Подобные совместные путешествия помогут узнать больше о культуре и традициях буддизма.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website